Обращение к Саммитьям13.

Другие (саммитьи) утверждают, что проявленное действие является движением14, которое возникает из сознания (читта, sems), имеющего соответствующую опору.

Васубандху: Какая необходимость утверждать, что оно возникает из сознания, имеющего соответствующую опору?

Оппонент: Чтобы исключить движение губ и пр., которое происходит при говорении.

Васубандху: Что такое то, что вы называете "движением"?

Оппонент: Это перемещение в другое место.

Васубандху: К какому источнику восприятия это относится?

Оппонент: К чувственному источнику восприятия.

Васубандху: Откуда вы знаете, что есть такое перемещение в другое место?

Оппонент: Поскольку нет такой отличительной характеристики, которая могла бы быть воспринята15 .

Васубандху: Не смотря на то, что у продукта, возникающего в результате окрашивания Обращение к Саммитьям13., когда его отделяют от контакта с огнём, солнцем, льдом, растениями и пр.16, т.е. от условий, позволяющих ему возникнуть, нет отличительной характеристики, это не означает, что данный продукт не является отличным от того, что было прежде17. И хотя нет отличительной характеристики в восприятии различий языков пламени, когда они, сжигая, соприкасаются с одинаковыми частями высокой травы, – это не означает, что они не различны. Если последовательность продуктов, возникающих в процессе окрашивания, не начала возникать при сочетании окрашиваемой вещи с условиями окрашивания, тогда это не начнётся и позже, поскольку нет отличительной характеристики, изменяющейся в этих условиях18. И если другие языки пламени Обращение к Саммитьям13. не возникали в других частях сгораемого, тогда, поскольку отличительные характеристики присутствуют в одной части, не будет никакой новой отличительной характеристики в величине пламени, его яркости и жаре. Поэтому нелогично говорить, будто нечто должно быть той же вещью, что и прежде, просто потому, что не может быть воспринято никакой новой отличительной характеристики.

Оппонент: Это так, поскольку нет причины для разрушения 19.

Васубандху: Какова же причина разрушения таких вещей как ум (читта, sems), ментальные явления (чайта, sems 'byung), звук, огонь и пр.? Точно также её нет и для других вещей.

Оппонент: Но эти вещи имеют причину для своего собственного разрушения: это их непостоянство.

Васубандху Обращение к Саммитьям13.: Почему бы вам не признать такую же причину и для других вещей? Как нет иной причины для этих сущностей (то есть ума, ментальных явлений и т.п.), также нет другой причины и для остальных вещей.

Оппонент: Если бы это было так, тогда ощутимость (материальность) (рупа, gzugs) дерева и пр. не воспринималась бы ни до, ни после его контакта с огнём и пр. Как до, так и после контакта, оно было бы тем же самым20.

Васубандху: Но бывает так, что пламя лампы и звук колокольчика воспринимаются прежде их контакта с ветром или рукой, а после не воспринимаются. Однако первые два Обращение к Саммитьям13. не разрушаются вторыми двумя21.

Если материальность дерева и пр. больше не воспринимается, поскольку разрушается огнём и т. д., тогда она будет разрушена даже после моментального удаления от контакта с огнём.

Хотя внешние условия для возникновения продукта окрашивания не отличаются, – результаты возникают благодаря постепенной последовательности причин, которые вначале приводят к получению отличительных характеристик, затем увеличивают эти характеристики, и, наконец, весьма увеличивают эти характеристики. Однако благодаря чему же происходит разрушение предыдущих характеристик? Не логично, если то, благодаря чему вещь наличествует, также является причиной её последующего несуществования. Общеизвестно, что причины двух противоположных результатов не являются одинаковыми22. Поэтому характеристики разрушаются без Обращение к Саммитьям13. причины для разрушения. То, что воспринимается или же не воспринимается так, как ранее, должно быть понято, как существующее в силу последовательности серий одномоментных событий, без вовлечения каких бы то ни было особых характеристик, а также в силу изменения этих серий.



Если вещи разрушаются, обладая особой причиной разрушения, тогда ни ум, ни умственные факторы и пр. также не разрушаются без специфической причины. Подобным же образом имеется причина и Для их возникновения. Но непостоянство отличается от самих вещей и никак не может быть обнаружено23.

В случае наличия причины разрушения имеется отличительная характеристика, поскольку она происходит из каждой причины, также как есть Обращение к Саммитьям13. различные продукты, возникающие в процессе окрашивания с помощью огня, солнца, льда, травы и пр. Тогда также как материя и пр., разрушение обладает причиной (что ведёт к бесконечной регрессии). Поэтому не может быть никакой причины разрушения.

Оппонент: Конечно, вещь идентифицируется той же самой, поскольку нет причины для возникновения чего-то другого24.

Васубандху: Но предшествующая вещь является причиной для возникновения последующей. Например, это подобно тому, как из сознания появляется другое сознание, в результате окрашивания появляется другой продукт окрашивания, из молока появляется простокваша, из виноградного сока появляется вино, из вина – уксус. Если это так, тогда нет так называемого движения, характеризующегося перемещением вещи из Обращение к Саммитьям13. одного места в другое25.

Кроме того, когда вещь устойчива, – она не двигается. И если она не двигается, – она постоянно устойчива26.

Оппонент: Если это так, тогда что же появляется в другом месте?

Васубандху: Та же вещь не появляется.

Оппонент: Тогда что же происходит?

Васубандху: Это подобно тому, как постепенно трава поглощается пламенем, или как перемещается тень. Та же самая тень никогда не появляется в другом месте. Пока то, что с ней связано, остаётся неподвижным, она кажется возникающей, затемнённой и изменяющейся, поскольку солнечный свет находится далеко, совсем близко или изменяется. Как только светлая область затемняется в одном месте, – появляется тень.

Когда Обращение к Саммитьям13. некоторые утверждают, будто под вещью, которая двигается к другому месту, подразумевается перемещение, им следует задавать вопрос: "Как вы пришли к такому выводу?" Если же некто утверждает, что не та же самая вещь перемещается к другому месту, – также задаётся вопрос: "Как вы пришли к этому?"

Аргумент, опровергающий первое утверждение, уже был дан: "Когда вещь устойчива, – она не двигается". К тому же, не смотря на то, что внешние условия для получения продукта окрашивания не отличаются, от момента к моменту данный продукт изменяется. В этом можно убедиться по его последующей отличительной характеристике. Если вы представляете устойчивую сущность, у которой нет основания для Обращение к Саммитьям13. становления чем-то ещё, почему бы вам не принять, что она становится чем-то другим? Ведь в последнем случае также нет основания для того, чтобы она оставалась устойчивой сущностью? В таком случае ни то, ни другое положение ничего не проясняют; определено только то, что перемещение не устанавливается.


documentagqbodl.html
documentagqbvnt.html
documentagqccyb.html
documentagqckij.html
documentagqcrsr.html
Документ Обращение к Саммитьям13.